Ян Саудек родился в 1935 году в Праге, Чехии. Еще будучи ребенком, вместе с семьей он был помещен в концлагерь фашистами. Многие члены его семьи погибли, однако Ян со своим братом Карлом выжили, чудом избежав экспериментов, проводимых доктором Менгеле над близнецами.
Свой первый фотоаппарат Ян взял в руки в возрасте 15 лет. Тогда фотография была лишь его мимолетным увлечением, в то время юноша мечтал стать танцором или певцом. Вовремя осознав, что музыкального таланта ему не хватает, он отказался от этой мечты, и пошел в ученики к фотографу. В 1959 году его жена подарила ему камеру Flexaret, которую он использует до сих пор.
В 60-е годы, скрываясь от полиции, Саудек снимает большую часть своих фотографий в подвале на фоне облезлой стены.
Изначально фотографируя в черно-белом формате, Саудек раскрашивает напечатанные снимки вручную в яркие тона, придавая фотографиям некоторую театральность. Сам фотограф объясняет это тем, что в те годы цветная пленка была дефицитом.
Работы Саудека похожи на старинные открытки, мы часто видим абсурдные сюжеты, гротескный грим и мимику персонажей. И вместе с тем чувство меланхолии при просмотре его работ не покидает нас.
Саудек всегда подвергался гонениям и цензуре. В 60-80-е годы он находился под наблюдением тайной полиции Чешской республики. В 1987 году большая часть его негативов была изъята полицией. В 2011 году его работа «Черная Овца и Белая Ворона» была снята с международной фотовыставки Балларат из-за жалобы Комитета под надзору за детской безопасностью.
Сам Саудек отзывается о своих скандальных работах так: «Часто мои работы называют пошлыми. Но критика может ошибаться: людей в разной степени обнаженных или облаченных в некие странные одеяния я снимаю, чтобы мои работы были вневременными. По модным же фотографиям сразу можно угадать, в каком году их снимали».
И это действительно так: фотографии Яна Саудека находятся вне времени.