vs[1]По просьбам читателей и участников вебинара «Параметры съемки в разных жанрах фотографии» я написала статью про различия между встроенной вспышкой и внешней вспышкой.

Встроенная вспышка – все за и против.

2[1]Я думаю, все представляют себе, как выглядит встроенная вспышка для фотоаппарата и даже большинство используют ее для съемки (в основном в помещении с плохим освещением). Я крайне редко использую встроенную вспышку для съемки, и эти крайние случаи приходятся на съемку каких-то домашних посиделок, не претендующих на высокую художественность. Не смотря на мою нелюбовь к встроенной вспышке, попробуем выделить некоторые ее преимущества:

встроенная вспышка – какой-никакой, а источник освещения. Если вам позарез нужно сделать кадр в темном помещении при отсутствии светосильного объектива или дополнительных источников света, встроенная вспышка вам в руки!

— при съемке со встроенной вспышкой экспозамер осуществляется автоматически. Правда, это сомнительный плюс, потому что вспышка на автомате – это чаще всего белые лица на черном фоне.

— компактность – наверное, самый выигрышный «плюс» встроенной вспышки. Однако, небольшие размеры, позволяющие уместить и фотоаппарат и вспышку в сумке, оборачиваются серьезным недостатком с точки зрения характера освещения.

Поэтому плавно перейдем к недостаткам встроенной вспышки:

IMG_8895[1]
Жесткие тени, плоская картинка (нет объемов на лице)
— из-за маленькой площади источника освещения свет получается жесткий. А для жесткого света характерны сильные блики и глубокие тени. Поэтому большинство фотографий, снятых со встроенной вспышкой – это лица с жирным блеском на лбу, носу, щеках, с резкими тенями возле носа и под подбородком. Нередко встроенная вспышка выбивает лицо или некоторые участки кожи в пересвет.

— невозможность изменить направление потока света приводит к классическому «пыху в лоб». В совокупности с жестким светом с близкого расстояния получается плоская картинка. Расположение вспышки прямо над объективом создает освещение подобное тому, как светит фонарик, встроенный в каску. Вспомните, как выглядят при этом лица людей.

— невозможность настроить мощность светового импульса во встроенной вспышке делает ее малоприменимой. Единственное, на что вы можете повлиять в настройках, — это на способ экспозамера и компенсацию экспозиции вспышки (этим можно лишь незначительно варьировать мощность импульса).

— маленькая мощность встроенной вспышки приводит к тому, что свет не добивает до далеко расположенных объектов и позволяет снимать только с близкого расстояния. А это, в свою очередь, приводит к «пыху в лоб» с близкого расстояния. Замкнутый круг.  Как из него выбраться? Научиться снимать с использованием внешней вспышки.

Внешняя вспышка – в чем вы выигрываете, приобретая ее на смену встроенной.

4[1]Внешняя вспышка обычно крепится на фотоаппарат при помощи специального типа крепления, который называют «горячий башмак». Он есть во всех зеркальных фотоаппаратах.

Чтобы объективно сравнивать встроенную и внешнюю вспышку, давайте выделим несколько основных параметров, которые влияют на качество работы любой вспышки. Итак:

  1. canon_speedlite-580ex-ii_5_extra[1]Мощность вспышки, которая определяется ведущим числом. Ведущее число – это показатель в метрах, т.е. максимальное расстояние, на котором конкретная модель вспышки позволяет снимать. Чем больше ведущее число, тем дальше «добивает» вспышка.
  2. Количество степеней регулирования мощности светового импульса. Во внешних вспышках можно вручную устанавливать мощность импульса от 1/1 (максимальная мощность) до 1/64 или 1/128 (в зависимости от модели).
  3. Количество степеней регулирования направления светового импульса (вверх-вниз, влево-вправо).
  4. Угол освещения – минимальное фокусное расстояние, при котором весь кадр будет освещен вспышкой. Чем больше угол освещения (т.е. чем меньше это значение в мм), тем больше свободы для работы со вспышкой.

А теперь давайте сравним по указанным выше показателям работу со встроенной и внешней вспышкой.

Критерий сравнения

Встроенная вспышка (зеркальная камера Canon EOS)

Внешняя вспышка

(разброс в зависимости от модели)

Ведущее число

До 13

От 22 до 58

Регулирование мощности импульса

Нет (за искл. режима компенсации экспозиции вспышки)

От 1/8 до 1/128 (плюс несколько промежуточных значений, в зависимости от модели)

Регулирование направления импульса

Нет

До 97 ° по вертикали

До 360 ° по горизонтали

Угол освещения

Порядка 27 мм

До 24 мм

До 14 мм (со встроенным диффузором)

 

Если проводить сравнение на основании субъективных факторов, то внешняя вспышка нужна для того, чтобы:

— подсвечивать, но не «убивать светом» объект съемки. Для этого можно использовать небольшой по мощности импульс и направлять вспышку немного сверху и сбоку (имитируя естественный солнечный свет).

— использовать отраженный свет, который рисует мягкие тени и полутона. Самый простой способ использовать отраженный свет – направить внешнюю вспышку в потолок или в стену помещения. Только следите, чтобы стены не оказались яркого цвета, иначе на лицах людей появятся цветные блики. Такой номер не пройдет и в помещениях с темными стенами, которые только поглотят свет внешней вспышки. В идеале стены или потолок должны быть белыми.

Одна внешняя вспышка с радиосинхронизатором на штативе
Одна внешняя вспышка с   радиосинхронизатором на штативе

— снимать с внешней вспышкой при помощи синхрокабеля или радиосинхронизатора. Звучит сложно, но на самом деле все проще некуда. Внешнюю вспышку можно снять с фотоаппарата и поставить на штатив, стойку или просто держать левой рукой, направляя свет немного сбоку. Чтобы вспышка срабатывала при спуске затвора, необходимо использовать синхронизацию. В последних моделях камер есть встроенная дистанционная синхронизация с «родными» вспышками. При использовании неродной вспышки или не такого продвинутого фотоаппарата вам понадобится дополнительное приспособление – для проводной синхронизации (кабель) или беспроводной синхронизации (инфракрасный или радио синхронизатор). Подробнее о технике съемке со вспышкой с дистанционным управлением я буду писать отдельно.

ltltkit_b[1]— построить любые схемы освещения из внешних вспышек, которые можно использовать и в помещении, и на выезде. Такая мобильная и компактная студия, которая незаменима для профессиональных съемок в любых условиях.

В этой статье я лишь вкратце коснулась темы использования вспышек в фотографии. Нам еще предстоит разобраться, когда и как снимать со вспышкой в помещении и на улице, как «прокачать» свою вспышку и многое-многое другое. Но это, как говорится, уже совсем другая история…

Хороших вам снимков!