Теория и практика саморазвития фотографа


%d1%81%d0%b0%d0%bc%d0%be%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%b2%d0%b8%d1%82%d0%b8%d0%b5-%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d1%84%d0%b0-2-%d1%82%d0%b2%d0%be%d1%80%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d0%baЧем дальше вы уходите от начальной точки своего увлечения фотографией, тем ближе вы находитесь к таким известным для многих фотографов явлениям, как творческий кризис, ступор в развитии, отсутствие новых идей для съемок, либо же неумением технически реализовать интересную задумку. Всё это происходит из-за того, что очень многие фотографы после получения первичных знаний полностью уверены в том, что учиться и развиваться им больше не придется. Но в том- то и вся соль, что в творческих видах деятельности, в том числе и фотографии, успех зависит не от начальных знаний, а от того, насколько вы сможете развить и изменить себя за то время, что отдаете вашему увлечению. И неважно, насколько вы талантливы, потому что лень может убить любой талант. Как утверждали Леонардо да Винчи и Альерт Эйнштейн, успех в любом роде деятельности – это всего лишь 1% таланта и 99% упорной работы.

Пройдя некоторый путь в фотографии и попробовав методом проб и ошибок,  различные методики, для себя я выявил несколько способов и закономерностей саморазвития для фотографа, которыми и хотелось бы с вами поделиться. Надеюсь, мои советы помогут вам избежать застоя в вашем творчестве. А застои рано или поздно случаются у каждого фотографа, особенно если не работать над собой и не развивать свои навыки.

 

Интенсивный и экстенсивный пути развития

 

Самый первый фактор, который толкнул меня на создание собственной системы саморазвития – это анализ методов развития. Их, как выяснилось, бывает всего два, по аналогии с методами развития производства — интенсивный и экстенсивный, а говоря по-простому качественный и количественный.

Большинство людей идёт методом экстенсивным, то есть количественным: считает, что большое количество съемок и упорная работа, но без наполнения мозга новым по качеству материалом, поможет им достичь самых высоких вершин в познании фотографии. Я же считаю, что бесцельная практика съемки (просто съемка ради съемки, а не для развития навыков видения света или улучшения чувства композиции, например) особого прорыва в результатах вам не даст.

Наоборот, сознательное увеличение количества съёмок скорее всего способствует вашему застою, так как превратит ваши занятия фотографией в ежедневную съемочную рутину.

В этом плане намного эффективнее и интереснее выходит получать через какое –то время дополнительные знания, либо улучшать не совсем сформировавшийся навык. Например, получать новые теоретические знания или выполнять специальные практические задания и анализировать свои работы. В идеале нужно найти баланс — знания должны поступать как из теории, так и обязательно закрепляться на практике. В этом и есть суть интенсивного метода развития, который приносит отличные результаты.

%d1%81%d0%b0%d0%bc%d0%be%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%b2%d0%b8%d1%82%d0%b8%d0%b5-%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d1%84%d0%b0-1-%d1%82%d0%b2%d0%be%d1%80%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d0%baДанный метод успешно работает для фотографов любого жанра и уровня. Отговорки типа “мне это не нужно “ всего лишь показывают, что у человека нет желания приложить усилия и сделать шаг вперед. Если же вас волнуют такие вещи, как самореализация и саморазвитие, то рано или поздно вы задумаетесь о подобном методе для себя, будьте в этом уверены. И чем раньше вы об этом задумаетесь, тем лучше для вас, потому как улучшение навыков требует немалого времени. А время – это единственный ресурс, над которым мы не властны.


 

Система локального улучшения навыков

Если судить по аналогии с занятиями бодибилдингом, то упражнения бывают 2 типов – общефизические, воздействующие на большой количество мышц и специальные, воздействующие точечно на какую-то одну группу мышц. Почему бы и нам не воспользоваться этим методом, и не распыляться на изучение сразу всех премудростей фотографии?

Вместо этого я предлагаю выделить конкретное время на развитие определенного навыка, после этого этапа перейти ко второму и так далее, и уже через время соединить все полученные знания.

Поэтому на первом этапе ваших тренировок вам нужно не зацикливаться на фотографии в общем, а работать точечно. Если сегодня у вас в планах работа по изучению света, то во время тренировок вы должны только на этот свет и смотреть и при этом полностью отрешиться от цвета, композиции, сюжета и проч. Если же по плану сегодня работа над композиционным видением, то работать нужно только над этим. Помните, что это только тренировки! Объединять полученные знания воедино вам придется уже после, во время работы над заказами или над своими творческими проектами.

 

Теоретическая база

Список теоретических источников на самом деле очень велик. Вопрос в том, сколько пользы вы сможете извлечь из этих ресурсов? Многое зависет от вашей способности анализировать эти источники, отделяя зёрна от плевел. Если печатные источники более менее классифицированы, то вот мастер классы фотографов не всегда оцениваются адекватно. У каждого фотографа свой багаж знаний и свое представление об обучении.

%d1%81%d0%b0%d0%bc%d0%be%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%b2%d0%b8%d1%82%d0%b8%d0%b5-%d0%be%d0%b1%d1%83%d1%87%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d1%84%d0%b0-3-%d1%82%d0%b2%d0%be

Совет в этом плане для вас один – не судите о полезности мастер класса исключительно по привлекательности фотографий автора — ведь не хотите же вы стать его клоном? Да и то, насколько он хорошо фотографирует, не говорит о том, насколько хорошо он сможет вас обучить.

В первую очередь вас должна интересовать четко составленная система работы, которую вы сможете встроить в свой рабочий процесс. К примеру, если вы окончательно определились с тем, что для вас важно естественное освещение, то какой смысл идти обучаться работе с искусственным светом. Обратная ситуация: вам не особо нравится стилистика обработки автора, но при этом вас очень интересует его умение собирать отличные серии снимков, в данном случае стоит сходить и поучиться этому. Поэтому в случае выбора мастер-классов более важны ваши собственные ощущения, нежели мой опыт, потому как наши с вами вкусы и интересы в фотографии могут существенно разниться.

%d0%b8%d1%81%d0%ba%d1%83%d1%81%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%be-%d1%86%d0%b2%d0%b5%d1%82%d0%b0-%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d1%84%d0%b8%d1%8f1Что касается классических книг по теории фотографии, могу дать свои рекомендации. Начать я бы рекомендовал с прочтения книг Л.Дыко “Фотокомпозиция “  и  “Беседы о фотомастерстве “, первая написана в соавторстве с А .Головнёй . Далее перейти к творениям Иоханнеса Иттена  “Искусство цвета” и “ Искусство формы “, после чего можно приступать к прочтению книг А .Лапина “Фотография как ..” и “ Плоскость и пространство“.

Естественно, все книги после прочтения стоит некоторое время переосмыслить и проверить рассказанные вам постулаты на практике.

Как только прочитанный материал осядет в голове, то можно переходить к более сложному уровню и приняться за изучение творения Рудольфа Арнхейма “Искусство и визуальное восприятие “. Эти книги очень сильно помогут вашему сознанию продвинуться в понимании фундаментальных вопросов визуальных искусств, а для общего развития и возникновения мыслительного процесса в вашем пытливом мозгу могу порекомендовать серию книг по фотографии Майкла Фримана.

adobe-photoshop-cs6-dlya-fotografov-349x240-300x2061Что касается обработки фотографий, начать стоит с книги Мартина Ивнинга “Фотошоп CS6 для фотографа” (на момент написания статьи это последния версия книги в переводе на русский язык). Разобравшись с начальным процессом обработки и овладев инструментами фотошопа, можно переходить к книгам Дэна Маргулиса “Фотошоп для профессионалов “ и “Lab Color. Загадка каньона и другие приключения в самом мощном цветовом пространстве”. Даю вам полную гарантию того, что прочитав и закрепив на практике знания, заложенные в данных книгах, вы уже не будете нуждаться в моих советах, что вам следует читать дальше.

 

Практические советы и упражнения для развитие навыков

Перейдем собственно к практическим упражнениям на развитие отдельных навыков фотографирования. На самом деле этих упражнений можно придумать огромную массу — всё зависит от вашей креативности и понимания принципов работы того или иного развиваемого навыка. Я приведу несколько примеров. Для первого года самостоятельных занятий их будет более чем достаточно. Далее вы сами поймете, какие ваши стороны требуют большего развития и будете придумывать для себя интересные и действенные тренинги.

1 Используйте рамку для кадрирования

gda2302173_add_2-300x2861То, как мы видим мир вокруг невооруженным глазом, не соответствует тому, как это видит камера. Поэтому для тренировки композиционного видения для вас будет очень хорошим приемом сделать рамку для кадрирования кадра. И каждый раз когда вы замечаете какой-то интересный сюжет, посмотрите на него не широко открытыми глазами, а через прямоугольник этой самой рамки.

Данный прием взят на вооружение у художников и позволит вам развить свой взгляд в соотношении вашего фотографического кадра. Способ очень универсальный, потому что помогает развиваться даже в тот момент, когда у вас нет под рукой фотоаппарата.

Альтернативные способы: фотографирование на телефон или использование на протяжении тренировки одного фикс объектива или одного фокусного расстояния на зум объективе. Также можете делать стоп кадры из фильмов и анализировать композицию и то, что попало в кадр, а что осталось за его рамкой. Важно, чтоб это были фильмы, которые были отмечены призами за операторскую работу — это оградит вас от совершенно ненужного анализа плохой комозиции.

И вообще, обратите внимание на европейское авторское кино – там есть чему поучиться с точки зрения эстетики картинки – свет, цвет, композиция, формы. «Попсовые» голливудские фильмы большой помощи в развитии художественного вкуса вам не принесут, но на них можно поучиться создавать «коммерческую» картинку.

2  Прищуривайтесь

Очень большое влияние на гармоничность композиции имеет распределение световых и цветовых пятен. Заметить их в реальных сюжетах помогает прищуривание. Поэтому если вы увидели во время тренировки интересную композицию, попробуйте прищуриться и оценить гармоничность пятен в данном сюжете. Альтернативный вариант: использование фильтров размытия на уже готовые фотографии в фотошопе для оценки отснятого.

%d1%81%d0%b0%d0%bc%d0%be%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%b2%d0%b8%d1%82%d0%b8%d0%b5-%d0%be%d0%b1%d1%83%d1%87%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d1%84%d0%b0-7-%d1%82%d0%b2%d0%be

Прищуривание также помогает приблизить визуальное восприятие сюжета к тому, как «видит» мир ваш фотоаппарат.

%d1%81%d0%b0%d0%bc%d0%be%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%b2%d0%b8%d1%82%d0%b8%d0%b5-%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d1%84%d0%b0-%d0%bf%d1%80%d0%b8%d1%89%d1%83%d1%80%d0%b8%d1%82%d1%8c%d1%81%d1%8fВы наверняка замечали, что фотографии порой выглядят совсем не так, как вы видите сюжет – на них иногда не хватает красок и полутонов, чтобы передать всю красоту картинки. Несмотря на то, что современные технологии постоянно совершенствуются, пока еще не выпустили фотокамеры с таким динамическим диапазоном, который сравнится с динамическим диапазоном человеческого глаза. Наше зрение гораздо лучше приспосабливается к освещению, мы способны различить и охватить гораздо больше деталей и полутонов, чем светочувствительная матрица фотоаппарата. Когда же вы прищуриваетесь, ваша способность различать детали в светах и тенях значительно падает, и это приближает вас к тому, как воспринимает мир ваш фотоаппарат.

3 Используйте монохромный режим съемки

Переведите Picture Control (у никон) или Picture style (у кэнон) в монохромный режим – это позволит вам абстрагироваться от цвета и сосредоточиться только на тональных контрастах сцены. А это очень важно на начальных этапах обучения искусству фотографии. При этом фотографировать нужно используя режим Live View, так как видоискатель не позволит вам использовать данную функцию черно-белого режима видения. Альтернативный способ: перевод уже готовых фотографий в черно-белый режим, их просмотр и анализ после съемки.

monochrome_photography_tips_digital_black_and_white_mode_nik29-zone_1-bw_step_031monochrome-photography-make-striking-images-using-your-cameras-mono-mode2-199x3001С черно-белой фотографии все начиналось, черно-белая фотография прекрасна и в то же время требует серьезной работы над светом и композицией. Вы удивитесь, насколько проще и в то же время сложнее работать в черно-белом пространстве, где единственный контраст, с которым можно работать, — это свет и тень. Именно поэтому черно-белая фотография (или режим монохромной съемки) поможет вам научиться лучше видеть и понимать свет и объемы.

Это упражение подобно рисованию простым карандашом вместо использования всего многообразия красок. Оно направлено на то, чтобы отточить мастерство передачи объемов при помощи правильного распределения света и тени.

4 Наблюдайте за светами и тенями на лицах людей и в окружающем мире 

Этот совет я получил при посещении мастер-класса одного известного фотографа. На тот  момент мне было очень сложно понять, как работает свет в реальной жизни. По началу, мне это показался странным совет «Наблюдать за светами и тенями на предметах и лицах людей». Скажу честно, первое время не было никаких результатов — световые переходы не виделись совсем, но я продолжал смотреть на мир с таким заданием. Через несколько месяцев стал ловить себя на мысли, что бросая взгляд на встречных прохожих, прекрасно различаю, как ложатся светотеневые переходы на лицах людей, и каким образом тени и света работают в окружающем мире.

Дело в том, что на протяжении всей вашей жизни вы восрпинимали окружающую действительность как должное, без попыток понять, почему предметы выглядят именно таким образом, и как они выглядят при разном освещении. Если вы не посещали художественную школу или худучилище, вас не заставляли разбирать принципы распределения света и тени, не учили передаче объемов изобразительным средствами. Поэтому вам просто не за чем было задумываться, как это все работает.

Как только появится такая потребность, научиться «видеть свет» не так уж сложно. Мы все видим свет, нужно только задуматься о том, как именно он ложится на предметы и попытаться проанализировать, что именно вы видите и почему. Поэтому не сдавайтесь, если в первое время это управжение не будет давать положительных результатов, просто данная функция мозга у вас очень долго не была востребованна, но при должной тренировке этот навык разовьется.

В дополнение можете найти уроки по рисованию простых объемных форм – куб, шар, конус, и попытаться нарисовать и заштриховать их карандашом на бумаге.

swscan000121А теперь попробуйте взять мячик, кружку, яблоко или любой другой предмет простой формы. В темной комнате включите одну настольную лампу и поставьте ее сбоку от предмета. Проанализируйте, как падает свет и тень, попробуйте сделать набросок карандашом на бумаге. Теперь поставьте лампу сзади на предметом – как он выглядит в таком свете? Переместите лампу спереди под углом 45 градусов к предмету – как изменился светотеневой рисунок? Наконец, направьте свет прямо на объект. Видите разницу?

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

То же самое можно делать со светом от окна. Поставьте кружку на стол рядом с окном. Но теперь вместо того, чтобы перемещать источник освещения, меняйте свой угол зрения – потенциальную точку съемки. И смотрите, как меняется светотеневой рисунок, если вы смотрите на кружку, стоя спиной к окну, сбоку от окна или напротив окна.

640x3601Альтернативный способ: смотреть фильмы не с точки зрения сюжета, а пытаться анализировать, как падает свет. Данным способом советую сильно не увлекаться — он очень заразный. Всего несколько таких просмотров, и вам будет очень сложно улавливать в фильмах сюжет — все ваше внимание будет занято лишь освещением .

5 Проговаривайте для себя в слух то, что хотите показать на фотографии до нажатия на спуск      

Каким бы нелепым не был данный способ, он даст вам очень многое. Во-первых, избавит вас от ненужных кадров – со временем вы поймете, что фотографии, которые вы делаете просто ради нажатия на спуск – это по большей части мусор в вашей фотокорзине. Во-вторых, проговаривая свою задумку, вы даете ясную основу для работы вашего ума, и подсознательно еще раз перепроверите, как все складывается в кадре. Вполне возможно, вы измените кадрирование или точку съемки. В-третьих, спустя некоторое время ваше подсознание уже на автомате будет отрабатывать данную операцию, что в любом случае пойдет вам на пользу.

Но для того, чтоб запустить данный алгоритм у себя в сознании, вы должны поначалу делать это вслух. Чистой альтернативы данному способу нет, но для усиления эффекта  можете ставить себе задачу по съемке еще до выхода из дома, а перед нажатием на спуск сужать её до определенной темы. Например: первоначальная задача показать спешащих людей, а задача перед нажатием на спуск – люди, спешащие на автобус.

6 Ограничивайте себя

Почему многие фотографы любят импровизацию и считают себя художниками? Ответ, на мой взгляд, прост – нет ничего проще, чем фотографировать без определенной задачи, не придерживаясь какой-либо концепции и не следуя никаким правилам и заданиям. Полное отсуствие дисциплины – рай для большинства самоназванных  фотохудожников.

Нельзя сказать, что данный способ (съемка на интуиции) совсем бесполезен. Просто он больше подходит для уже опытных фотографов с большим багажом знаний, загруженным информацией подсознанием и некоторым количеством штампов, как раз таки от этих штампов он и поможет избавиться. Если это про вас, то полный вперед творить, идя на поводу у интуиции, не думая и не ограничивая себя ничем.

Но если же вы только начинаете, то для вашего же собственного блага будет очень полезно поставить себя в дефицит времени, ограничить себя каким либо пространством, либо какой — то определённой задачей и творить только в рамках этих узких ограничений.

Например, дать задание для себя сделать на прогулке только 5 карточек – это поможет вам не перегружать флешку бессмысленным количеством фотографий, а думать о том, что уже снято и сможете ли вы следующую фотографию сделать лучше. При достижении лимита в 5 фотографий для того, чтобы сделать новый щелчок затвора, одну фотографию вам придется удалить. Подумайте, как раньше в пленочные времена фотографы дорожили каждый кадром, потому что их было всего 36! Да и сейчас снимать на пленку становится все дороже. Представьте, что за каждый кадр вам придется заплатить 1000 рублей — вот теперь волей-неволей надо включать мозги. Попробуйте этот способ и вы удивитесь, насколько меньше у вас станет плохих фотографий и насколько вы продвинитесь в плане анализа тех, что уже есть. 125-big1Дополнением или альтернативой данной тренировки может стать жесткий отбор фотографий после каждой тренировочной прогулки до одной – самой лучшей. Не стесняйтесь удалять фотографии и если вам сложно выбирать из большого количества, то сделайте своеобразную игру на выбывание: берите 2 любые фотографии и оставляете из них одну лучшую, после на место выбывшей ставите новую и так далее, до тех пор, пока в отборе не останется только одна. Будьте уверены, что эта фотография и будет лучшим из того, чего вам сегодня удалось достичь. Умение удалять ненужные фото и грамотно их отбирать – это одно из важных умений для фотографа. Об этом говорил еще Анри Картье- Брессон, а мнением этого, без преувеличения, великого мастера, особенно на начальном этапе, пренебрегать я бы не советовал.

 

7 Развивайтесь помимо фотографии

Фотография – это есть отображение внутреннего мира фотографа, и я убежден, что чем более этот мир глубокий и разносторонний, тем более интересными будут работы данного фотографа.

Читайте художественную литературу помимо чисто технической, посещайте театры, музеи и выставки, интересуйтесь миром моды и кино, путешествуйте, набирайтесь впечатлений, развивайтесь в других сферах помимо фотографии и живите полной жизнью. Кто-то любит рисовать, кто-то вышивать, кто-то заниматься спортом, чем угодно, лишь бы не делать фотографию одним лишь центром мира.

0023ae69624d120d3afc091По своему опыту могу дать один совет. Для того, чтоб не замыкаться лишь на мире фотографии, я в свободное время в качестве хобби уже несколько лет посещаю театральную студию и периодически играю на сцене как актер –любитель. Это помогает не только переключиться с одного вида творчества на другое, но и как портретному фотографу почувствовать на себе, что такое создание образа и открыть более широкие горизонты, нежели те, что были бы мне доступны, будь я зациклен лишь на одной камере и объективе. Альтернативой данному методу может быть проба себя в другом жанре фотографии и перенесение этого опыта в свой рабочий процесс. Как пример, для портретного фотографа очень полезной может быть пейзажная фотография, опыт которой позволит гармонично вписывать человека в интересную природную композицию.

 

Как познать Дзен?

Хочется вскользь упомянуть одну книгу, которая поможет вам в обучении, хотя прямого отношения к фотографии не имеет. Это книга немецкого философа Ойгена  Херригеля “Дзен в искусстве стрельбы из лука». В ней очень интересно излагается способ обучения японских стрелков, основанный больше на чувствовании, нежели на понимании, по которому сам автор в течении 6 лет обучался в Японии.

%d1%81%d0%b0%d0%bc%d0%be%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%b2%d0%b8%d1%82%d0%b8%d0%b5-%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d1%84%d0%b0-%d1%82%d0%b2%d0%be%d1%80%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d0%baВ моей статье вы не могли не заметить, что предлагаемые способы саморазивития по большей части техничны и выверены, нежели идут от интуиции. Но если вы, как и я, предпочитаете комплексный подход, нельзя обходить стороной и другую систему в обучении. Во всем нужна мера, и вполне возможно, что для вас будут полезны некоторые приемы обучения из данной книги, а кто-то составит свою систему, полностью основываясь на ней. В идеале же, истина находится где-то посредине  и лучшие результаты даст объединение методик разума и чувства, точно также как объединение теории и практики.

В этом компоновании методик, школ и подходов и есть тот самый Дзен, к которому каждый из нас в конце концов стремится.

Для себя же в книге немецкого философа, посоветованной мне еще одним известным фотографом на его мастер-классе, я нашел немало полезного и до сих пор применяю это в своем развитии как фотографа, так и человека.

Постскриптум

Ну вот и всё на сегодня. Надеюсь, что мои советы окажутся вам полезными, а статья хоть немного, но вдохновит вас на штурм новых вершин. Не обязательно уделять этим приемам все свободные минуты в вашей жизни. Всё должно идти своим чередом и любая самая трудная работа должна компенсироваться отдыхом. Для развития ваших навыков желательно  3 раза в неделю по часу уделять внимание тренировкам, но если для вас это совсем сложно, то пусть это будет реже, но зато систематически.

Составьте график занятий и старайтесь его соблюдать.  Главное поймите, что под лежащий камень вода не течет. Поэтому прямо сейчас берите камеру в руки и вперед фотографировать и развиваться!

Автор статьи: Анатолий Захарчук

Редактор и соавтор: Ксения Комендацкая

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: