blurry-people1 Одна из основных проблем, с которой сталкиваются начинающие фотографы – это  смазанные, расплывчатые фотографии. Обычно это происходит из-за того, что камера  не была достаточно хорошо зафиксирована в момент спуска затвора. Чаще всего это  происходит при съемках в условиях недостаточной, низкой освещенности, например,  ночью или в помещениях с тусклым светом. В таких условиях съемки приходится  выставлять время выдержки длиннее, и затвор камеры дольше остается открытым. В  таком случае даже малейшее движение камеры в момент съемки может привести к  расплывчатому изображению, т.е. смазам на фотографии.

Если копнуть чуть глубже, то основных причин получения нечетких или нерезких кадров  всего две, и стоит их различать:

Дрожание камеры в момент съемки (так называемая «шевеленка») – в результате  кадры получаются со смазами. В этом случае необходимо либо использовать более  короткую выдержку (если позволяет освещение), либо стабилизировать фотоаппарат.  Также для снижения риска получения смазов на фотографиях можно использовать  объективы со встроенной стабилизацией изображения.

2-smaz1Промах с фокусировкой – в этом случае изображение выглядит мутноватым и нерезким. Убедитесь, что вы правильно навели фокус, выбрали нужную точку фокусировки в настройках автофокуса. Автофокусировка может плохо срабатывать в темноте или при съемке низкоконтрастных сюжетов. Старайтесь выбрать более контрастный и хорошо освещенный участок для наведения резкости, так автофокусу будет легче «зацепиться» за нужную точку.

3-oshibka_fokusa1В этой статье мы поговорим именно о том, как избежать шевеленки (смазов) на фотографиях.

Штативы являются лучшим способом предотвратить дрожание камеры. Иногда вы просто не в силах удержать на весу камеру такое время, которое необходимо для экспонирования снимка. И в данном случае можно использовать штатив, который обеспечивает твердую опору и позволяет создавать снимки в условиях плохой освещенности или получать четкие кадры.

shtativ-effect1К примеру, добиться сглаженного эффекта воды на фотографии можно только на длинных выдержках, и использовать штатив в таких случаях – обязательное условие съемки.

На самом деле штатив пригождается очень редко, только в самых крайних случаях – когда очень плохое освещение при невозможности использовать вспышку или для специальных эффектов в творческой фотографии. В основном, штатив действительно необходим, если вы занимаетесь пейзажной и предметной съемкой.

Если же вы, как и я, снимаете в основном портреты, то ваши модели волей-неволей будут двигаться в кадре – невозможно заставить живое существо сидеть абсолютно неподвижно. Так что штатив не спасет от смазов при съемке портретов на длинной выдержке. Штатив в современной портретной фотографии используется крайне редко, и то чаще всего просто для удобства фотографа, для переноса тяжести оборудования на какую-то опору.

Также советую обратить внимание на моноподы, которые более компактны, мобильны, и в то же время позволяют стабилизировать камеру. Так, с моноподом можно с легкостью выставлять выдержки до 1/30-1/40 сек даже если вы снимаете с фокусным расстоянием 200 мм. При этом очень важно принять правильное положение и зафиксировать камеру, руки и корпус.

Если вам все-таки необходимо удлинить выдержку и нарушить правило золотой выдержки (напоминаю: рекомендуемое значение выдержки = 1 / Фокусное расстояние объектива), то советую следовать следующим правилам:

Необходимо тщательно контролировать то, как вы держите камеру и как вы размещаете свой центр тяжести, так как именно эти факторы определяют баланс камеры и ее стабильность.

Хороший фотограф по своим навыкам «прицеливания» сравним с ворошиловским стрелком – точно выверенный «прицел» камеры, устойчивое положение тела и ровное дыхание в момент съемки обеспечат вам четкие кадры без смазов.

Всегда держите камеру двумя руками. Звучит как банальная истина, но вы удивитесь,  узнав сколько владельцев цифровых фотоаппаратов предпочитают фотографировать,  держа фотоаппарат одной рукой, да еще и полностью вытянув ее.

%d1%82%d1%83%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%82%d1%8b%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d1%84%d0%b8%d1%80%d1%83%d1%8e%d1%821Держите локти по возможности ближе к телу, таким образом вы сохраняете стабильность и не смещаете свой центр тяжести. Обратите внимание на самые распространенные ошибки:

1-standing1Когда вы отводите свою руку как на фото слева, вы едва поддерживаете камеру и перемещаете свой центр тяжести от своего тела. Очень многие начинающие фотографы держат камеру именно так.

Ошибка на втором фото заключается в том, что вторая рука фактически не поддерживает вес камеры. Кроме того при таком положении левой руки существует опасность, что ваши пальцы попадут в кадр.

Левая рука должна быть под камерой или в случае длиннофокусного и тяжелого объектива — под объективом. Именно на нее должна приходиться основная тяжесть камеры. Правая рука держит камеру крепко, но без напряжения, так, чтобы указательный палец естественным образом ложился на кнопку спуска затвора.

На фотографии ниже продемонстрирована типичная ошибка фотографов.

2-hold-a-camera-lean1Отклоняться назад или наклоняться вперед выглядит вполне естественным, но зачастую это нарушает центр тяжести и приводит к нестабильности камеры. Не ленитесь – сделайте шаг назад или вперед!

Если вы все еще испытываете проблемы со стабильностью камеры, попробуйте использовать альтернативный способ держать камеру.

3-grip1Я согласна, что эта поза может выглядеть немного странно, но зачастую она спасает при съемке в темное время суток, когда даже небольшое дрожание камеры дает смазанное изображение.

Съемка из положения сидя снижает центр тяжести и улучшает баланс, но даже в этом случае можно допустить ошибки.

4-sitting1Так, вытягивая ноги вперед, вы обеспечивает лишь частичную опору своему телу. Просто подняв согнутые колени и опираясь на них локтями, вы придадите своему телу максимальную стабильность. В 100% случаев упор локтями на какую-либо устойчивую поверхность позволяет максимально зафиксировать камеру.

Съемка из позиции лежа обеспечивает максимальную стабильность, при условии что вы правильно расположите руки.

5-lying-down11На первом фото левая рука, лежащая на внешней стороне камеры, толкает камеру вниз. На втором фото, левая рука, лежащая под камерой, предотвращает движение камеры вниз и обеспечивает ей необходимую стабильность и баланс.

В каких бы условиях вам ни пришлось снимать, выбирайте наиболее устойчивое положение собственного тела (широко расставьте ноги, упритесь локтями либо в стабильную опору, либо плотно прижмите их к туловищу). Дышите ровно, перед моментом нажатия на спуск сделайте вход и задержите дыхание, плавно нажмите на кнопку спуска. Следующий вдох можно сделать только когда закончится время выдержки и поднимется затвор.

Поздравляю! Вы прошли Курс Молодого Фотобойца и готовы применять полученные знания на практике. Помните, что только на собственном опыте можно научиться правильно фотографировать в сложных условиях. И чем больше вы практикуетесь, тем быстрее вы научитесь получать стабильно хороший результат.

 

Практическое задание:

Вечером дома или на улице попрактикуйтесь снимать с длинной выдержкой без штатива (с рук). Для этого можете снимать в режиме приоритета выдержки. Начните с выдержки, которая на 1 ступень длиннее «золотой» — так, если вы снимаете с фокусным расстоянием 50 мм, то «золотая» выдержка будет равна 1/50 сек, т.е. начните практиковаться с 1/25 секунды.

Как только вы добились резкого кадра без смазов, постепенно усложняйте себе задачу, удлинняя выдержку. Попробуйте поставить собственный рекорд – на какой максимально длинной выдержке у вас получится сфотографировать без смазов.

При этом пользуйтесь советами по стабилизации камеры в руках, ищите подручные средства стабилизации – неподвижные предметы, которые можно использовать как опору.

В комментариях к статье задавайте свои вопросы и хвастайтесь собственными рекордами!